В периоды экономического спада и кризиса доходы населения и покупательский спрос снижаются, и магазины, зачастую, встречаются с проблемой уменьшения объемов продаж. Открывая магазин формата «у дома» в непростое, с экономической точки зрения, время – требуется особо внимательно проводить финансовое планирование.
Классическая антикризисная схема – это оптимизация ассортимента, а именно вывод неходовых позиций. Но нам дополнительно нужно учитывать, что в нашем случае, при этом, работает еще множество дополнительных факторов – таких, как завоевание потенциального покупателя, борьба с конкурентами, укрепление в выбранной нише и т.д. Именно грамотное финансовое планирование на начальном этапе позволит остаться на плаву и избежать серьезных ошибок.
Виды планирования
В большинстве случаев, мы привыкли, что при организации собственного дела нам потребуется составить бизнес-план. По сути, это и означает заниматься финансовым планированием, т.к. оно является основой любого бизнес-плана. Важно помнить, что оно бывает трех видов:
- долгосрочное (до 3 лет);
- текущее (1 год);
- оперативное (неделя/месяц).
В долгосрочном планировании как раз и определяются основные стратегические показатели эффективности, а также стратегия распределения материальных потоков.
В текущем плане стратегия переносится на текущие показатели, сопоставляется с реальными цифрами, показателями конкурентоспособности и т.д.
Оперативный план обычно составляется на неделю/месяц/декаду с целью четкого распределения ресурсов, в соответствии с текущими нуждами, с последующим контролем выполнения основных показателей.
На практике это выглядит примерно так: на начальном этапе определяются основные финансовые показатели, составляется бизнес-план -> рассчитываются необходимые затраты -> выделяются соответствующие ресурсы -> происходит запуск проекта -> после первой отчетной даты происходит анализ текущего плана -> при необходимости вводятся корректировки, выделяются дополнительные ресурсы -> еженедельно/ежемесячно подводятся оперативные итоги -> вносятся доработки/корректировки в составленную стратегию.
В текущем году, из-за нестабильной экономической ситуации в стране, как правило, у многих работал, зачастую, только оперативный план – т.к. приходилось быстро реагировать на изменяющиеся финансовые условия и корректировать свои показатели.
К примеру, составляя бизнес план магазина детской обуви в середине 2014 года, мой долгосрочный план не предусматривал серьезные колебания курса валюты и, соответственно, хаотичное изменение закупочных цен на продукцию. Уже по итогам первого месяца работы (декабрь 2014 года) нам пришлось значительно изменить наш бизнес-план, опираясь на текущие цифры. Если в первоначальном плане на закуп товара отводилась сумма N, то сейчас мы ежемесячно (а иногда и еженедельно) пересматриваем эту цифру и, как правило, приходим к цифре 1,5-2N – что вносит существенные поправки на остальные данные.
Как это не странно, но погодные условия (слишком холодное лето/ранний снег и т.д.) также вносят свои коррективы в составленный план. Именно поэтому очень важно заниматься оперативным планированием, чтобы держать финансы предприятия под контролем.
Схематично этапы финансового планирования можно изобразить так:
Основные задачи финансового планирования
- обеспечение финансовыми ресурсами;
- проработка вариантов вложения капитала и прибыли;
- определение возможностей по оптимизации бизнеса;
- финансовые взаимосвязи с основными контрагентами, государственными структурами, фондами;
- контроль платежеспособности и кредитоспособности бизнеса.
Трансформируем эти задачи на примере небольшого магазина формата «у дома»:
Финансовые ресурсы, в данном случае – это основные расходы (аренда, зарплата продавцов, налоги), а также средства, на которые осуществляется оптовая закупка обуви. Даже работая в небольшом формате невозможно обходиться без планирования этих цифр, т.к. любое отклонение может привести к ликвидации. Руководитель (собственник) магазина должен четко понимать, из каких средств он будет платить аренду, и выдавать зарплату продавцам.
Правильно распорядиться стартовым капиталом не менее важная задача – грамотное вложение средств на старте и формирование резервов позволит иметь некую подушку безопасности в первые месяцы работы. Например, вкладывая средства в ремонт, мы сэкономили небольшую сумму на оборудовании, и уже в первый месяц имели возможность потратить ее на дополнительное оборудование – которое, как выяснилось, мы не учли в ходе ремонтных работ.
Предположим, что точка выходит на окупаемость и начинает приносить прибыль. Стратегическим планированием должно быть определено, какую часть и на какие направления можно расходовать, а какую оставить в резерве. В нашем случае, мы предусмотрели возможность закупа зимней обуви в конце сезона с хорошими скидками, чтобы к началу следующего сезона иметь хорошие остатки по интересным ценам (последнее время погода непредсказуема, и сезон наступает часто раньше обычного, когда большинство магазинов еще не готовы удовлетворить резко возникающий спрос).
Текущее и оперативное планирование помогут определить те зоны, где требуется оптимизация. Например, хозяйственное обеспечение – на начальном этапе запланирована покупка пакетов, однако, по итогам первого квартала стало ясно, что большинство производителей обуви предоставляют собственные фирменные пакеты, и можно сократить свои расходы в этой части.
В стратегическом плане обязательно прописывается расходная часть на уплату всех необходимых налогов и взносов, но невозможно предусмотреть постоянные изменения в законодательстве и размере этих платежей. Именно для этого, по итогам месяца/квартала, при введении новых норм со стороны государства мы оперативно вводим эти цифры в наш бизнес-план.
Существует огромное количество методов финансового прогнозирования, основанных на различных видах расчетов – но все они призваны, в стратегическом плане, держать предприятие на платежеспособном и кредитоспособном уровне. При этом, чем дольше предприятию удается оставаться платежеспособным без привлечения кредитных средств – тем более успешной считается экономическая модель вашего дела.
Эффективность планирования
Так или иначе, оценить, насколько верно Вы провели финансовое планирование, можно только по результатам деятельности. Оценивать лучше всего по основным показателям эффективности. Можно выделить следующие типовые параметры:
1. Продажи на одного сотрудника = объем продаж в мес./кол-во сотрудников.
Значение может колебаться от 300 до 600 тыс. рублей в месяц в зависимости от площади помещения, среднего чека, количества сотрудников.
2. Отдача с 1 кв.м. торговой площади = объем продаж в мес./торговая площадь магазина.
Склады при расчете не учитываются. Значение колеблется от 12 до 27 тыс. рублей в месяц.
3. Прямые расходы магазина в процентах от оборота магазина – значение от 20 до 40%.
К прямым расходам относятся переменные затраты на приобретение товара, доставку, разгрузку, хранение и т.п.
4. Фонд оплаты труда – сюда входит НДФЛ, но не учитываются другие налоги.
Должен составлять 10-15% от оборота.
5. Процент недостач от оборота – 0,1 – 2,5%.
6. Отношение прибыли к продажам в %, значение от 3 до 16%.
7. Доля рекламных/маркетинговых расходов – до 7% от оборота на начальном этапе, вне кризисных проявлений норма 1-3%.
Эти бизнес-нормативы примерно одинаковы во всех сегментах розничной торговли, причем в форматах магазина «у дома», показатели можно считать ближе к верхней границе, или чуть ниже. В текущей действительности, в связи с нестабильностью рубля, границы нормативов будут постоянно меняться, но намного медленнее, пропорционально разнице в курсе.
В заключении
Купить детскую обувь оптом можно в онлайн-каталоге VZV.su. Заходите, выбирайте, заказывайте!
Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите скидку на первый заказ!
Комментарии: